Воскресенье
25.08.2019
17:30
школа "Юность"
Главная » Файлы » Мои файлы

Конспект урока физики в 8 кл по теме Электрический ток. Уч. Вилкина О.В.
28.11.2016, 17:33

Урок физики в 8 кл.
Электрический ток. Источники электрического тока.

СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ К УРОКУ

Цели: выяснить физическую природу электрического тока; закрепить знания учащихся об условиях возникновения и существования электрического тока, познакомить учащихся с основными видами источников электрического тока.
Ход урока:
I. Проверка знаний
Ученики отвечают на вопросы: (слайд 2)
1. Что такое электризация тел?
2. Как можно наэлектризовать тело?
3. Назовите два рода зарядов. Как взаимодействуют тела, имеющие электрические заряды?
4. Что такое проводники и непроводники электричества?
5. Какие металлы проводят электричество?
6. Под действием чего движутся свободные электроны в металлах?
7. Какие заряженные частицы вы знаете?
8. Что такое энергия?
9. Какие виды энергии вы знаете?
II. Изучение нового материала.
(слайд 1)
Ученики записывают тему урока.
(План изложения нового материала:
1. Электрический ток.
2. Условия существования электрического тока.
3. Источники электрического тока.)
Согласно электронной теории, в телах имеются свободные электроны, движением которых объясняются различные электрические явления. Эти электроны совершают хаотическое движение, подобное движению молекул газа.
Эксперимент 1 (слайд 3)
Заряжаем один электрометр, добиваясь максимального отклонения стрелки. Соединяем проводником с другим электрометром. Наблюдаем уменьшение показаний первого и увеличение показаний второго.
Объяснение. Под действием электрического поля электроны проводимости перемещаются по проводнику.
Движение направленных электронов проводимости в металлических проводниках под действием поля называют электрическим током.
В других проводниках (электролитах, газах) под действием поля могут двигаться любые заряженные частицы ионы, электроны.
Даем определение электрического тока. (слайд 4)
- Почему ток был кратковременным? (Ослабело электрическое поле, при этом прекратилось движение заряженных частиц.)
Для существования электрического тока необходимы следующие условия:
а) наличие свободных электронов в проводнике;
б) наличие внешнего электрического поля для проводника. (слайд 5)

Электрический ток прекращается, если электрическое поле, создающее
движение зарядов, исчезает.
Чтобы электрический ток в проводнике существовал длительное время, необходимо все это время поддерживать в нем электрическое поле. Электрическое поле в проводниках создается и может длительное время поддерживаться источниками электрического тока.
Источники тока бывают различными, но во всяком из них совершается работа по разделению положительно и отрицательно заряженных частиц. Работа эта совершается так называемыми сторонними силами. Такие силы не могут иметь электрическое происхождение. В источниках тока в процессе работы по разделению заряженных частиц происходит превращение механической, внутренней или какой-нибудь другой энергии в электрическую.
Рассмотрим их виды.
В электрофорной машине в электрическую энергию превращается механическая энергия. (слайд 6)

Можно осуществить и превращение внутренней энергии в электрическую. Если две проволоки, изготовленные из разных металлов, спаять, а затем нагреть место спая, то в проволоках возникнет электрический ток. Такой источник тока называется термоэлементом. (слайд 7)

При освещении некоторых веществ световая энергия непосредственно превращается в электрическую энергию - это явление фотоэффекта. На нем основано устройство и действие фотоэлементов. (слайд 8)

В источниках тока за счет сил неэлектрического происхождения происходит разделение заряженных частиц, в результате чего полюса источника оказываются заряженными разноименно.
Источники тока, у которых разделение зарядов происходит за счет энергии химических процессов, получили название гальванических. Такое название было предложено итальянским ученым А. Вольта в 1796 г. в честь ученого Гальвани. (слайд 9,10)

Затем рассматриваем принцип действия аккумулятора. Следует подчеркнуть, что аккумулятор нужно еще зарядить, то есть пропустить через него ток. При прохождении тока между пластинами и кислотой происходит химическая реакция. Его «заряжают», пропуская через него ток. Только после этой процедуры он становится источником тока. (слайд 11,12)

Эксперимент 2
К клеммам гальванометра демонстрационного амперметра присоедините медные провода. К концу одного из них прикрепите исследуемый провод или гвоздь. Воткните медный провод и гвоздь в картофелину - стрелка гальванометра отклонится. Почему?
(Ответ- раствор минеральных солей, содержащихся в картофеле, и разнородные проволоки образуют гальванический элемент.)
III. Закрепление изученного
Учитель в конце урока проводит опрос-беседу по изученной теме:
1. Как можно получить электрический ток в металлическом проводнике?
2. Что происходит в источниках тока?
3. Что является положительным и отрицательным полюсами источника тока?
4. Какие источники тока вы знаете?
5. Возникает ли электрический ток при заземлении заряженного металлического шарика?
6. Движутся ли заряженные частицы в проводнике, когда по нему идет ток?
7. Если к шарам разноименно заряженных электроскопов одновременно прикоснуться металлическим стержнем, то в них возникает электрический ток. Чем эта установка принципиально отличается от устройств, которые принято называть источниками тока?
8. Как устроен простейший гальванический элемент?
9. В чем отличие аккумулятора от гальванического элемента?
10. Как зарядить аккумулятор? Что при этом происходит?
(слайд 13)
(слайд 14)

Домашнее задание
§ 32 учебника; вопросы и задания к параграфу.
Желающие могут подготовить доклады о применении аккумуляторов в быту и технике.
СКАЧАТЬ ПОЛНОСТЬЮ УРОК

Категория: Мои файлы | Добавил: junost-klin
Просмотров: 222 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]